Суббота, 11.05.2024, 21:30

Сайт учителя начальных классов             Власовой Елены Игоревны

Категории раздела

Каталог статей


Технология позиционного обучения через работу с текстом как средство формирования смыслового чтения.

Технология позиционного обучения через работу с текстом как средство формирования смыслового чтения.

Сегодня мы поговорим о формировании читательской грамотности учащихся, о технологии позиционного обучения через работу с текстом.

Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA.   Если начальная школа показывает достаточно высокий уровень читательской грамотности, то в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72. Вывод:  к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже и хуже. А это значит, что, если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то в основной школе ученики оказываются на пути учебного провала.

Какие основные проблемы  в подготовке наших школьников выявляют международные исследования PISA? Дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

В федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации являются междисциплинарные программы:

  • в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом»;
  • в основной школе - «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых УУД.

 Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений, которые также внесены в программу по разделам. Каковы эти группы умений?

1. Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

2. Интерпретация текста.

3. Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

 Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Технология позиционного обучения.

         Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе, направленной на формирование читательской грамотности, развитие смыслового чтения,  является модель позиционного обучения.

  Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

         Педагогическая идея метода обдумать, разработать, объяснить и защитить одну из позиций.

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Каждая имеет свое название и соответствует одной из обобщенных позиций. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.

Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

 В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

- познавательные -  осознание содержания текста;

- коммуникативные - формирование умений работы в данной группе, выстраивать взаимодействие за ее пределами с другими позициями;

- социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе. 

Урок с использованием  технологии позиционного обучения состоит из следующих этапов:

 1.  Подготовительный - подготовка педагогом материала (достаточного количества копий учебного текста), разработка заданий для групп учащихся,  подготовка к управлению групповой дискуссией.

При этом учитель сам должен глубоко изучить текст.

2.  Организационный - деление учащихся на группы, распределение позиционных ролей. На начальном этапе работы по данной технологии учитель  делит учащихся на группы, учитывая особенности каждого ученика. Затем, когда ребятам понятна суть такой работы в группах, каждый выбирает сам название группы из предложенного списка позиций. Позиции могут меняться в зависимости от цели, задач урока.

3.  Позиционное чтение - группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и разрабатывает содержание и способы  демонстрации своей позиции;

4.  Презентация группой  и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.

В начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.

 «Понятие» - указать, выписать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.

«Схема» - представить схему, показывающую  смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.

 «Тезис» - изложить содержание изучаемой темы в виде тезисов.

«Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.

 «Поэзия» -  донести содержание текста в стихотворной форме

«Театр» - донести содержание средствами театра (миниатюра, сценка) и др.

Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.

Можно придумать свои названия позиций и продумать задания. Некоторые позиции, методы сначала отрабатываются совместно со всем классом, чтобы учащиеся имели представление о том или ином способе организации деятельности.

        Урок с использованием технологии позиционного обучения можно изучить в «Приложении», где выложена технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе по произведению О.Полонского «Муравьиное царство» (УМК «Перспектива»)

         Приведены примеры использования различных позиций на уроках окружающего мира и русского языка.

 

 

          

              В результате использования данной технологии мы

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы,  умения графически оформить текстовый материал;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

8) овладение учениками   навыками эффективной работы с текстом;

Это познавательные УУД.

     Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе.

    Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

Рассмотрим достоинства технологии:

Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

Способствует пониманию текста на уровне смысла.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала. Но для учителя требуется больше времени на подготовку.

Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как один из способов развития смыслового чтения.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaVlasova (12.03.2024)
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
https://lh3.googleusercontent.com/2CSPDAZ5FPAb5rMBTVy9ubbwDu0Cf6fVsxyS0qyauOz7QLOcHtLOFZp1ceJvO6ODBVB6LNpMEPmHp7CSwoMYXUnWYWpjy-d4HJNO3sZ5qUD_OYYr3AJhN0C2wRphAWUlsoZMrNuquXQG_us5aeX8zhp9t4Z7abFWlxHgw7wDQbI5Porr2__zX0itc1hQd9ruSaE73goeMbNI-I0H5DH_8LV3y43SNczVwLHFuwpyXXNuj9xvrTyvVjTpSmvFkRC3Ob24HTKNe2ZAWY7tnia1F9TqYUAG19nCkvjG7y-NWut8nrgfBdbDYqQphSK5MOp1y5vHAZ5A3larRxZJyf04p7w3AS49mjVl4l4c4UAhGRt3aSRk30pgApvwCXE385FXMOJtsGy_-TkzVgwLaZhA0ujMdxo8ym53vhmN1poY9t0Ae6YeKdENbFTfk6GAKTd35hGYvA7384diH8CRJ5CjBBoIMo4H6Ariil7XcTkafH1Lmu8pwArdKGBrTdN5CiwWqpCUfAqGnjiHzqrHe1qyFAk1x7D1r7K5UUnja_mErJxrjjbMkvBiioMsAS1Z3v_9KchPKYgR7YCjrIZOba32QTpbTgsNfMPSUR4NDprYAH_xQQTHKChUml-GnnH8tmD3EMyXDF0H5GSVIEwKCoM-95RAjUaRyJQks-FtWoilBDevtbtzjQ9co2-hKbCpUxg=w158-h100-no?authuser=0