Технология позиционного обучения через работу с текстом как средство формирования смыслового чтения.
Сегодня мы поговорим о формировании читательской грамотности учащихся, о технологии позиционного обучения через работу с текстом.
Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA. Если начальная школа показывает достаточно высокий уровень читательской грамотности, то в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72. Вывод: к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже и хуже. А это значит, что, если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то в основной школе ученики оказываются на пути учебного провала.
Какие основные проблемы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования PISA? Дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
В федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации являются междисциплинарные программы:
- в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом»;
- в основной школе - «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых УУД.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений, которые также внесены в программу по разделам. Каковы эти группы умений?
1. Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
2. Интерпретация текста.
3. Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.
Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Технология позиционного обучения.
Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе, направленной на формирование читательской грамотности, развитие смыслового чтения, является модель позиционного обучения.
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.
Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить одну из позиций.
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Каждая имеет свое название и соответствует одной из обобщенных позиций. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.
Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:
- познавательные - осознание содержания текста;
- коммуникативные - формирование умений работы в данной группе, выстраивать взаимодействие за ее пределами с другими позициями;
- социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Урок с использованием технологии позиционного обучения состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный - подготовка педагогом материала (достаточного количества копий учебного текста), разработка заданий для групп учащихся, подготовка к управлению групповой дискуссией.
При этом учитель сам должен глубоко изучить текст.
2. Организационный - деление учащихся на группы, распределение позиционных ролей. На начальном этапе работы по данной технологии учитель делит учащихся на группы, учитывая особенности каждого ученика. Затем, когда ребятам понятна суть такой работы в группах, каждый выбирает сам название группы из предложенного списка позиций. Позиции могут меняться в зависимости от цели, задач урока.
3. Позиционное чтение - группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и разрабатывает содержание и способы демонстрации своей позиции;
4. Презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.
В начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.
«Понятие» - указать, выписать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.
«Схема» - представить схему, показывающую смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.
«Тезис» - изложить содержание изучаемой темы в виде тезисов.
«Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.
«Поэзия» - донести содержание текста в стихотворной форме
«Театр» - донести содержание средствами театра (миниатюра, сценка) и др.
Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.
Можно придумать свои названия позиций и продумать задания. Некоторые позиции, методы сначала отрабатываются совместно со всем классом, чтобы учащиеся имели представление о том или ином способе организации деятельности.
Урок с использованием технологии позиционного обучения можно изучить в «Приложении», где выложена технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе по произведению О.Полонского «Муравьиное царство» (УМК «Перспектива»)
Приведены примеры использования различных позиций на уроках окружающего мира и русского языка.
В результате использования данной технологии мы
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, умения графически оформить текстовый материал;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
8) овладение учениками навыками эффективной работы с текстом;
Это познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Рассмотрим достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла.
Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала. Но для учителя требуется больше времени на подготовку.
Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как один из способов развития смыслового чтения.
|