Суббота, 11.05.2024, 07:16

Сайт учителя начальных классов             Власовой Елены Игоревны

Категории раздела

Каталог статей


«Современные подходы в работе с одаренными детьми»

«Современные подходы   в работе с одаренными детьми»

Эпиграф

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

                                                                  Василий  Александрович  Сухомлинский.

Актуальность: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

С сентября  2011 года во всех образовательных учреждениях страны введен  ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых  результатов, предполагает: воспитание и развитие  качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.                                      

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Выделяют следующие виды одарённости:

  • Одарённость в практической деятельности;
  • Одарённость в познавательной деятельности;
  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
  • Одарённость в коммуникативной деятельности;
  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

 

Один из наших стереотипов: Все одарённые учатся легко и быстро! Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).

Признаки   одарённости   охватывают два   аспекта   поведения одарённого   ребёнка:

Мотивационный

(характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)

Повышенная потребность в познавательной деятельности;

Предпочтение неопределенной информации;

Высокая требовательность к результатам

 

Инструментальный (характеризует способы его деятельности)

Индивидуальный стиль познавательной деятельности;

Особый стиль систематизации знаний;

Особая характеристика знаний;

Своеобразный тип обучаемости.

 

Одарённость в детском возрасте  можно рассматривать в качестве потенциала психического развития  по отношению к последующим этапам  жизненного пути личности.
В то же время в детском возрасте одаренность имеет свою специфику:

1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

Дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии;

Старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости.

3) Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т.е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.)

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одарённости зачастую  трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

 

Перед вами перечень качеств ученика. Какие качества, по вашему мнению, характеризуют одарённых детей.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

 

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей

  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

 

Это в большей мере относится    к творчески одарённым.  Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

 

Психологи  отмечают проблемы одаренных детей:

Неприязнь к школе.

Игровые интересы.

Конформность (отрицание стандартных требований)

Погружение в философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Стремление к совершенству.

Ощущение неудовлетворенности.

Нереалистические цели.

Сверхчувствительность.

Потребность во внимании взрослых.

Нетерпимость.

 

Принципы обучения интеллектуально  одарённых учащихся

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  3. Принцип учёта возрастных особенностей.

 

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся

  • Ускорение обучения («перепрыгивание» через класс).
  • Углубление обучения  (курсы с углубленным изучением предметов).
  • Обогащение обучения (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективные курсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
  • Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся  сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

 

Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся:

  • Дискуссионные формы организации обучения;
  • Игровые формы организации обучения;
  • Смешанные формы организации обучения;
  • Комплексные формы организации обучения.

- Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащимися?

Считается, что учитель должен иметь следующие качества: 

Желание работать нестандартно

Увлечённость своим делом

Нравственность

Мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися

Поисковая активность

Знание психологии одарённых учащихся

Эрудированность

Знание всех областей человеческой жизни

любознательность

«Если не хотим серой и мрачной жизни,

убогости человеческой души, то мы обязаны

находить и поддержать одаренного человечка …»

                             Один из российских учителей.

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaVlasova (08.12.2022) | Автор: Елена Власова E
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
https://lh3.googleusercontent.com/2CSPDAZ5FPAb5rMBTVy9ubbwDu0Cf6fVsxyS0qyauOz7QLOcHtLOFZp1ceJvO6ODBVB6LNpMEPmHp7CSwoMYXUnWYWpjy-d4HJNO3sZ5qUD_OYYr3AJhN0C2wRphAWUlsoZMrNuquXQG_us5aeX8zhp9t4Z7abFWlxHgw7wDQbI5Porr2__zX0itc1hQd9ruSaE73goeMbNI-I0H5DH_8LV3y43SNczVwLHFuwpyXXNuj9xvrTyvVjTpSmvFkRC3Ob24HTKNe2ZAWY7tnia1F9TqYUAG19nCkvjG7y-NWut8nrgfBdbDYqQphSK5MOp1y5vHAZ5A3larRxZJyf04p7w3AS49mjVl4l4c4UAhGRt3aSRk30pgApvwCXE385FXMOJtsGy_-TkzVgwLaZhA0ujMdxo8ym53vhmN1poY9t0Ae6YeKdENbFTfk6GAKTd35hGYvA7384diH8CRJ5CjBBoIMo4H6Ariil7XcTkafH1Lmu8pwArdKGBrTdN5CiwWqpCUfAqGnjiHzqrHe1qyFAk1x7D1r7K5UUnja_mErJxrjjbMkvBiioMsAS1Z3v_9KchPKYgR7YCjrIZOba32QTpbTgsNfMPSUR4NDprYAH_xQQTHKChUml-GnnH8tmD3EMyXDF0H5GSVIEwKCoM-95RAjUaRyJQks-FtWoilBDevtbtzjQ9co2-hKbCpUxg=w158-h100-no?authuser=0