Воскресенье, 12.05.2024, 08:13

Сайт учителя начальных классов             Власовой Елены Игоревны

Категории раздела

Каталог статей


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

         Сейчас по стране открыто и продолжает открываться  множество развивающих центров для детей дошкольного возраста. Где маленькие дети выступают в роли маленьких исследователей – самостоятельно выбирая, что исследовать и как исследовать. Детям очень нравится познавать мир именно таким способом. Умелые педагоги руководят этим сложным процессом. В детских сада сейчас тоже широко используется технология проектного обучения.  И с приходом ребенка в начальную школу расширяется его кругозор, растет словарный запас и его интерес к исследованиям только возрастает. Мы педагоги начальной школы подхватываем этих маленьких почемучек и помогаем им самим добыть интересующие их знания. Наша цель на сегодня - научить детей учиться.

        С введением ФГОС НОО наша деятельность предполагает формирования исследовательских умений у младших школьников, предусматривающим введение обучающихся в решение проектных задач и различные виды творческой деятельности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Наиболее эффективными становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создавать условия, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Основы исследовательской деятельности закладываются  в начальной школе. Дети младшего школьного возраста по природе своей - исследователи. Им интересно все, что помогает совершить открытие, провести наблюдения, опыты, эксперименты. Их влечет  любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

     Учитель должен умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Анализ результатов анкетирования, проведенного во 2-4 классах, показал положительную мотивацию ребят к исследованиям. Используя желание детей узнавать новое и хорошо учиться, можно легко настроить их на положительный результат. 

      Для развития навыков исследовательского поведения необходимо сформировать умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.     

      С первого класса младшие школьники  вовлекаются в исследовательскую работу на тему «Мои маленькие исследования». В первом классе эта работа носит групповой характер. Учитель предлагает темы, которые наиболее близки и являются значимыми для первоклассников.  Это - «Мое имя», «Любимая игрушка», «Моя семья», «Мои животные».

      Во втором классе школьники уже приобретают новые представления об особенностях деятельности исследователя. Для этого учитель учит детей планировать исследовательскую деятельность, находить необходимую информацию по определенной теме, фиксировать ее, анализировать полученные сведения и готовить небольшой доклад-сообщение. Это  расширяет кругозор ребенка, открывает простор для развития критического мышления и речи. При этом создаются условия для самостоятельного исследования самых разных проблем. Детей интересуют темы: о природе, о здоровье, об истории улиц, семьи, экологические,  школьные, и другие проблемы. На данном этапе учитель должен помочь ребенку  правильно  выбрать тему будущей работы. 

      Работа над самостоятельными исследованиями продолжается в третьем классе. На этом этапе чаще используются индивидуальные консультации.  С исследовательскими работами ребята выступают перед своими одноклассниками, родителями, на школьных конференциях или мы его включаем, как  выступление на одном из уроков. Поэтому интерес к этому виду деятельности у них растет.

      Более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований проявляется у детей в четвертом классе. Очень важно на этом этапе помочь ребенку осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.      Защита исследовательской работы - один из главных этапов обучения исследователя. O выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо публично защитить. В ходе защиты дети учатся не только излагать информацию, но и отвечать на вопросы,  доказывать свою точку зрения.  Для подготовки к защите нужна помощь и учителя,  и родителей. Присутствие на защите родителей,  помогает ребенку успокоиться и четко изложить суть своей работы. Но нужно помнить, что даже хорошо подготовленные дети могут теряться. Помочь в этом случае может создание презентации. Презентация работы становится итогом, на котором дети получают оценку своего труда. Во время выступления ребята чувствуют себя настоящими учеными.

      Дети могут включаться в исследовательскую деятельность и на уроке, и  во внеурочной деятельности. Так на уроках математики большое внимание уделяю тренингу мышления, решению нестандартных заданий. Это задания на логические цепочки, логические задачи, ошибки-невидимки, зашифрованные слова.  На уроках дети могут исследовать числа, арифметические действия, точки, лучи, отрезки, линии, меры времени, массы и длины, способы решения различных задач и т.д. На уроках русского языка дети исследуют слова, например, с безударными гласными, приходят  к выводу, сами составляют алгоритм грамотного написания слов.

       Для развития орфографической зоркости  уделяю внимание толкованию слов,  работе с синонимами, антонимами, составлению предложений.  На уроках окружающего мира  вместе с детьми провожу опыты с водой, делая вывод о ее свойствах, исследуем воздух и условия выращивания разных растений. На уроках литературного чтения проводится работа над художественным словом, языковым материалом.

     Позволяет расширить пространство для исследований и представления результатов курс внеурочной деятельности  «Я – исследователь». Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых. Цель программы создание условий для успешного усвоения школьниками основ исследовательской деятельности.

      Со своими учащимися заниматься исследовательской деятельностью я начала с 2007  года. К исследовательской работе привлекаю тех учащихся, кто проявляет интерес. С каждым годом маленьких исследователей становится больше. Мои дети работали над темой «Что в имени моем», «Этим именем улицу город назвал…»,  «Влияние шума на работоспособность и здоровье детей», «Влияние занятий танцами на развитие ребенка», «Игры на уроках математики» и др.  Результат своего труда мы представляем перед одноклассниками, родителями,  на школьной, городской научно-практической конференции.

      Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит  - сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедией, что в наше время очень важно.

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaVlasova (26.02.2023) | Автор: Елена Власова E
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
https://lh3.googleusercontent.com/2CSPDAZ5FPAb5rMBTVy9ubbwDu0Cf6fVsxyS0qyauOz7QLOcHtLOFZp1ceJvO6ODBVB6LNpMEPmHp7CSwoMYXUnWYWpjy-d4HJNO3sZ5qUD_OYYr3AJhN0C2wRphAWUlsoZMrNuquXQG_us5aeX8zhp9t4Z7abFWlxHgw7wDQbI5Porr2__zX0itc1hQd9ruSaE73goeMbNI-I0H5DH_8LV3y43SNczVwLHFuwpyXXNuj9xvrTyvVjTpSmvFkRC3Ob24HTKNe2ZAWY7tnia1F9TqYUAG19nCkvjG7y-NWut8nrgfBdbDYqQphSK5MOp1y5vHAZ5A3larRxZJyf04p7w3AS49mjVl4l4c4UAhGRt3aSRk30pgApvwCXE385FXMOJtsGy_-TkzVgwLaZhA0ujMdxo8ym53vhmN1poY9t0Ae6YeKdENbFTfk6GAKTd35hGYvA7384diH8CRJ5CjBBoIMo4H6Ariil7XcTkafH1Lmu8pwArdKGBrTdN5CiwWqpCUfAqGnjiHzqrHe1qyFAk1x7D1r7K5UUnja_mErJxrjjbMkvBiioMsAS1Z3v_9KchPKYgR7YCjrIZOba32QTpbTgsNfMPSUR4NDprYAH_xQQTHKChUml-GnnH8tmD3EMyXDF0H5GSVIEwKCoM-95RAjUaRyJQks-FtWoilBDevtbtzjQ9co2-hKbCpUxg=w158-h100-no?authuser=0