Воскресенье, 12.05.2024, 02:14

Сайт учителя начальных классов             Власовой Елены Игоревны

Категории раздела

Каталог статей


«ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

«ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

                                           В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»                                                        

     Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.

 Одно из главных направлений - развитие интеллектуального потенциала учащихся.

 Этому помогает использование на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.

 При обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы.

Главная цель орфографической работы – научить активному универсальному способу получения знаний, способствовать развитию зоркости в процессе обучения.

Перед учителем стоят непростые задачи:

- Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, письмо стало бы осознанным и грамотным?

- Как же сделать урок и интересным, и продуктивным в плане усвоения текущей темы, а также одновременного развития навыков правописания?

 Опыт работы учителей в школе показывает, что таким методом работы на уроках русского языка в начальной школе являются языковые минутки, позволяющие систематически отрабатывать теоретический и практический материал как предыдущих уроков, так и общие понятия фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса.

 - Как помочь ученикам за короткую языковую минутку повторить пройденный материал, при этом сохранить интерес к предмету?

Хорошо, когда у ребенка природная грамотность: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких - единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно.

 Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:

во-первых, если ученик видит орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней. В начале обучения ребенок узнает орфограммы с помощью последовательной проверки их признаков. После тренировки ученик уже не проверяет заданные признаки, а сразу опознает орфограмму, т.е. одномоментно, без последовательной фиксации ее свойств.             Формирование же целостного образа оказывается невозможным без предварительного усвоения существенных его признаков. Значит, нахождение орфограмм обусловлено знанием опознавательных признаков и умением определять их;

во-вторых, орфография тесно связана со всеми уровнями языка, поэтому к началу изучения собственно орфографических тем ученики должны владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом. Начальные классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.

в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, чем тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.

 Кроме того, психологической особенностью младшего школьного возраста является особая эмоциональность. Освоение ведущей в этот возрастной период учебной деятельности идёт достаточно медленно, как и формирование орфографических навыков. Ребёнку трудно сразу переключиться с игры на учение. Нужны какие-то переходные формы обучения. Современные учителя знают, что положительные эмоции обеспечивают успешность протекания целенаправленной деятельности школьников, а отрицательные, наоборот, часто снижают интерес к учению. Г.И. Щукина указывает на то, что познавательный интерес выступает “мощным побудителем активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной”. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создаёт условие, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся и усвоение материала. В целях создания положительных эмоций ими (учителями) используются проблемный подход в обучении, вносятся элементы занимательности;

в-пятых, работу по развитию орфографических навыков нужно проводить систематически. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип способствует развитию орфографической зоркости младших школьников.  

 Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания.

Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти.     Языковые минутки занимают всего от 3-5 минут до 10-15 минут урока, в зависимости от сложности выбранного предложения и подготовленности учащихся, помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал, проводятся в начале урока во время или после каллиграфической минутки, или в конце урока на этапе закрепления изученного материала, включают повторение определённых, наиболее трудно усваиваемых тем в курсе изучения русского языка в начальной школе.

 Отработка навыков самопроверки и взаимопроверки также являются неотъемлемой частью языковых орфографических минуток. Они не только способствуют развитию орфографической зоркости, но и становлению личностных качеств учащихся, их взаимоотношений. Более того, тексты, подбираемые для языковых минуток располагают и широкими воспитательными возможностями.

 Методика проведения зависит от целей данного урока и творческой деятельности учителя. Непременное условие проведения орфографической минутки: она должна вписываться в урок как неразрывная её часть.

Виды орфографических минуток – разнообразны. Это может быть:

· зрительно – слуховой диктант

(дети записывают предложение под диктовку учителя после предварительного разбора всех орфограмм);

· письмо по памяти

(проводится орфографический разбор, затем дети записывают предложение по памяти);

· «парное» письмо

(учащиеся пишут предложение самостоятельно, затем обмениваются тетрадями для взаимопроверки);

· «Проверяй, не зевай!»

(запись предложения с проверочными словами);

· комментированное письмо

(один учащийся пишет, одновременно проговаривая орфограммы, все остальные записывают под его диктовку);

· «Проверочное - читай, безударную - вставляй!»

(проверочные слова даны, вставляют безударную, записывают);

· работа с конвертами

(в конверте – безударные гласные, учащиеся показывают нужную, записывают).

 Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к языку, изучаемому предмету.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха.

Список литературы.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.

Ленинград, 1990.

Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.

Фролова Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. Магнитогорск, 1995. 

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaVlasova (17.09.2023) | Автор: Власова Е.И. E
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
https://lh3.googleusercontent.com/2CSPDAZ5FPAb5rMBTVy9ubbwDu0Cf6fVsxyS0qyauOz7QLOcHtLOFZp1ceJvO6ODBVB6LNpMEPmHp7CSwoMYXUnWYWpjy-d4HJNO3sZ5qUD_OYYr3AJhN0C2wRphAWUlsoZMrNuquXQG_us5aeX8zhp9t4Z7abFWlxHgw7wDQbI5Porr2__zX0itc1hQd9ruSaE73goeMbNI-I0H5DH_8LV3y43SNczVwLHFuwpyXXNuj9xvrTyvVjTpSmvFkRC3Ob24HTKNe2ZAWY7tnia1F9TqYUAG19nCkvjG7y-NWut8nrgfBdbDYqQphSK5MOp1y5vHAZ5A3larRxZJyf04p7w3AS49mjVl4l4c4UAhGRt3aSRk30pgApvwCXE385FXMOJtsGy_-TkzVgwLaZhA0ujMdxo8ym53vhmN1poY9t0Ae6YeKdENbFTfk6GAKTd35hGYvA7384diH8CRJ5CjBBoIMo4H6Ariil7XcTkafH1Lmu8pwArdKGBrTdN5CiwWqpCUfAqGnjiHzqrHe1qyFAk1x7D1r7K5UUnja_mErJxrjjbMkvBiioMsAS1Z3v_9KchPKYgR7YCjrIZOba32QTpbTgsNfMPSUR4NDprYAH_xQQTHKChUml-GnnH8tmD3EMyXDF0H5GSVIEwKCoM-95RAjUaRyJQks-FtWoilBDevtbtzjQ9co2-hKbCpUxg=w158-h100-no?authuser=0