Власова Елена Игоревна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
основная общеобразовательная школа №11
город Борисоглебск
«Новые подходы к литературному чтению в начальной школе»
В настоящее время в связи с введением нового стандарта изменились подходы к результатам начального образования в области литературного чтения. Наряду с развитием предметных умений важное значение приобретает целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие учащихся. Таким образом, в неизмеримое количество раз возрастает роль личности учителя в образовательном процессе, а именно в преподавании литературного чтения в начальной школе. Он, учитель, должен так организовать работу на уроке, чтобы художественное произведение вызывало у ребёнка сопереживание, радость общения с героями.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач. В 3 классе планируется: овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями; формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также
понимание художественного замысла и подтекста); развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;
формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.
Нельзя забывать, что дети младшего школьного возраста видят в тексте в основном лишь событийную сторону произведения и, как правило, плохо определяют главную мысль авторского текста; они переносят на себя многие поступки героев, которые их заинтересовали; ученики чрезвычайно эмоционально реагируют на текст: смеются, плачут, сострадают героям произведения, восхищаются ими.
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с общечеловеческими ценностями, что способствует формированию нравственных представлений и развитию личностных качеств. Читая произведение и размышляя над ним в процессе анализа, дети задумываются над важными жизненными вопросами: кого можно назвать настоящим другом; какой поступок мы называем благородным; что такое хорошо и что такое плохо. В процессе чтения произведений о Родине, о природе, о людях дети знакомятся с личностно значимыми для каждого человека понятиями: любовь к Родине, гражданин России, патриотизм и т. д.
Кроме предметных умений, к концу третьего класса у учащихся формируются основные универсальные учебные действия.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать); планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели
чтения и определённой темы); осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).
Познавательные. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати); подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; интерпретировать различные тексты; устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).
Коммуникативные. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие; формулировать собственное аргументированное мнение; самостоятельно задавать вопросы
по прочитанному произведению; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.
К концу 3 класса школьники должны научиться полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, аргументированно высказывать свою позицию по поводу прочитанного про-
изведения. Они должны научиться определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности.
Таким образом, основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуаль-
ной сферы.
Литература:
1.Матвеева Е.И. /Программа по литературному чтению
2.Похомова Н.Ю./Проекты в начальной школе. Народное образование.-2010 №9-с.189-192
3.Джежелей О.В. М.Дрофа Методические рекомендации. Программа ФГОС
4. Климанова Л.Ф. Уроки чтения в начальной школе. М. Просвещение - 2011
|