Суббота, 11.05.2024, 23:20

Сайт учителя начальных классов             Власовой Елены Игоревны

Категории раздела

Каталог статей


«Новые подходы к литературному чтению в начальной школе»

Власова Елена Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
Борисоглебского городского округа 
основная общеобразовательная школа №11

город Борисоглебск

«Новые подходы к литературному чтению в начальной школе»

В настоящее время в связи с введением нового стандарта изменились подходы к результатам начального образования в области литературного чтения. Наряду с развитием предметных умений важное значение приобретает целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие учащихся. Таким образом, в неизмеримое количество раз возрастает роль личности учителя в образовательном процессе, а именно в преподавании литературного чтения в начальной школе. Он, учитель, должен так организовать работу на уроке, чтобы художественное произведение вызывало у ребёнка сопереживание, радость общения с героями.

Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач. В 3 классе планируется: овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями; формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также

понимание художественного замысла и подтекста); развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;

формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.

Нельзя забывать, что дети младшего школьного возраста видят в тексте в основном лишь событийную сторону произведения и, как правило, плохо определяют главную мысль авторского текста; они переносят на себя многие поступки героев, которые их заинтересовали; ученики чрезвычайно эмоционально реагируют на текст: смеются, плачут, сострадают героям произведения, восхищаются ими.

В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с общечеловеческими ценностями, что способствует формированию нравственных представлений и развитию личностных качеств. Читая произведение и размышляя над ним в процессе анализа, дети задумываются над важными жизненными вопросами: кого можно назвать настоящим другом; какой поступок мы называем благородным; что такое хорошо и что такое плохо. В процессе чтения произведений о Родине, о природе, о людях дети знакомятся с личностно значимыми для каждого человека понятиями: любовь к Родине, гражданин России, патриотизм и т. д.

Кроме предметных умений, к концу третьего класса у учащихся формируются основные универсальные учебные действия.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать); планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели

чтения и определённой темы); осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).

Познавательные. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати); подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; интерпретировать различные тексты; устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).

Коммуникативные. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие; формулировать собственное аргументированное мнение; самостоятельно задавать вопросы

по прочитанному произведению; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

К концу 3 класса школьники должны научиться полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, аргументированно высказывать свою позицию по поводу прочитанного про-

изведения. Они должны научиться определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности.

Таким образом, основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуаль-

ной сферы.

Литература:

1.Матвеева Е.И. /Программа по литературному чтению

2.Похомова Н.Ю./Проекты в начальной школе.  Народное образование.-2010 №9-с.189-192

3.Джежелей О.В. М.Дрофа  Методические рекомендации. Программа ФГОС

4. Климанова Л.Ф.  Уроки чтения в начальной школе. М. Просвещение - 2011

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaVlasova (13.12.2023) | Автор: Власова Е.И. E
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
https://lh3.googleusercontent.com/2CSPDAZ5FPAb5rMBTVy9ubbwDu0Cf6fVsxyS0qyauOz7QLOcHtLOFZp1ceJvO6ODBVB6LNpMEPmHp7CSwoMYXUnWYWpjy-d4HJNO3sZ5qUD_OYYr3AJhN0C2wRphAWUlsoZMrNuquXQG_us5aeX8zhp9t4Z7abFWlxHgw7wDQbI5Porr2__zX0itc1hQd9ruSaE73goeMbNI-I0H5DH_8LV3y43SNczVwLHFuwpyXXNuj9xvrTyvVjTpSmvFkRC3Ob24HTKNe2ZAWY7tnia1F9TqYUAG19nCkvjG7y-NWut8nrgfBdbDYqQphSK5MOp1y5vHAZ5A3larRxZJyf04p7w3AS49mjVl4l4c4UAhGRt3aSRk30pgApvwCXE385FXMOJtsGy_-TkzVgwLaZhA0ujMdxo8ym53vhmN1poY9t0Ae6YeKdENbFTfk6GAKTd35hGYvA7384diH8CRJ5CjBBoIMo4H6Ariil7XcTkafH1Lmu8pwArdKGBrTdN5CiwWqpCUfAqGnjiHzqrHe1qyFAk1x7D1r7K5UUnja_mErJxrjjbMkvBiioMsAS1Z3v_9KchPKYgR7YCjrIZOba32QTpbTgsNfMPSUR4NDprYAH_xQQTHKChUml-GnnH8tmD3EMyXDF0H5GSVIEwKCoM-95RAjUaRyJQks-FtWoilBDevtbtzjQ9co2-hKbCpUxg=w158-h100-no?authuser=0