Вторник, 14.05.2024, 12:01

Сайт учителя начальных классов             Власовой Елены Игоревны

Категории раздела

Методические разработки


Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
08.10.2023, 21:27

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Цель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Цель урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;

2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. проговаривать последовательность действий на уроке;

3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

5. Сопоставление своей работы с образцом;

Личностные УУД:

1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

3. развивать аналитическое мышление, образное воображение;

4.Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные УУД:

1. формирование умения слушать и понимать других;

2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы;

4.Совершенствование навыков работы в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

- Ребята, мне на почту пришло письмо, давайте откроем его и посмотрим, от кого оно.

«Дорогие ребята, мы знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Чтобы их собрать, вам нужно выполнить все задания. Помогите Нолику отыскать винтики, а чтобы вы не сбились с пути, он нарисовал карту. Удачи!»

 -Кто у нас просит помощи? (Фиксики)

- Поможем фиксикам? (Да)

- Ребята, на чём можно путешествовать? (На автобусе, самолете, пароходе, поезде, велосипеде).

 - А мы сегодня с вами отправимся в путешествие на поиски винтиков на фиксикоавтобусе, так будет быстрее.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите, на карту, какая первая остановка? (Остановка «Минутка Чистописания»)

Минутка чистописания

- Букву для минутки чистописания определите самостоятельно. Для этого назовите буквы, которые представлены на слайде (ё ю я и е).

- Какая  буква тут лишняя? Почему? (Буква и).

- Молодцы!

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Давайте напишем строчную и заглавную букву и до конца строки.

- Выберете самую красивую пару букв  и обведите ее зелёным карандашом.

- Молодцы, вы помогли фиксикам и получили первый винтик. Едем дальше.

-Ребята, какая следующая остановка? (следующая остановка «Орфографическая минутка»)

-Как вы думаете, что нужно будет делать на этой остановке? (правильно записать слова с изученными орфограммами)

Орфографическая минутка

- Прочитайте слова. (Маш..на, обещ..л, ч..жое, ж..раф).

- Давайте вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь.

- Первое слово маш..на. Какую букву нужно вставить? (Букву и). Почему нужно писать эту букву?(Жи ши пиши с буквой и.

Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограмму.

- Прочитайте второе слово. (Обещ..л). Какую букву нужно вставить? (Букву а). Почему нужно писать именно эту букву? (Ча ща пиши с буквой а).

Запишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.

- Прочитайте третье слово. (Ч..жое). Какая буква пропущена? (Буква у). Почему буква у? (Чу щу пиши с буквой у).

Запишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.

- Прочитайте следующее слово.  (Ж..раф). Какую букву нужно вставить? (Букву и). Расскажите правило. (Жи ши пиши с буквой и).. Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограмму.

- Здорово! Мы отлично справились с этим заданием и получили второй винтик!

  1. Сообщение темы и цели урока

- Посмотрите на карту, какая следующая остановка?  (Остановка «Загадочная»)

- Как вы думаете, что будем делать на этой остановке? (отгадывать загадки и тему урока)

- Отгадайте загадку:

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза.

Начинается … (гроза).

(На слайде записано слово гроза.)

- Поставьте ударение. Выделите корень. (Корень гроз, ударение падает на второй слог, на букву а).

- Давайте произнесем слово гроза.

- На что нужно обратить внимание? (В первом слоге слышится звук а, а пишется буква о).

 - Охарактеризуйте звук а. (Гл., безуд.)

- Где находиться безударная гласная буква? (В корне слова)

- Сформулируйте тему урока.  (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне).

      - Чему мы будем учиться? (правильно писать слова с безударной гласной)

      - Молодцы, мы получили еще один винтик. Сколько их? (3) Отправляемся дальше, а чтобы было не скучно в дороге, мы изучим новую орфограмму. 

  1. Работа по теме урока

- Мы подъехали к следующей отставке. Кто желает прочитать ее название? (Остановка «Безударный гласный звук в корне слова».)

- Назовите предметы выделяя ударный звук.

Р..к     л..ст    сл..н

- Ударный гласный всегда звучит сильно, отчетливо.

-Поэтому обычно бывает ясно какой буквой обозначить его на письме.

- В слове рак мы слышим а и пишем а.

- В слове лист мы слышим и и пишем и.

- В слове слон мы слышим о и пишем о.

- В безударной позиции гласный звук звучит неясно.

- Например сл (и, е) ды. Слышим и, пишем е. 

- Д (а, о) ма слышим а, пишем о. 

- Какой вывод можно сделать? (Безударную гласную надо проверять)

- Безударных гласных пять,

Тех, что надо проверять

Вы запомните друзья, буквы а, о, е, и, я.

- Безударный гласный звук чаще всего встречается в корне слова. А что нужно сделать, чтобы проверить безударный гласный звук? (подобрать проверочное слово)

- Чтобы правильно написать слова л..сной, л..сник, поставим ударение в словах (ударение падает на второй слог). Выделим корень (корень лес).

-Сделаем вывод: слова являются однокоренными, потому что имеют общий корень лес.

-Подберём однокоренные слова или изменяем слово так, чтобы на гласный в корне падало ударение. Это слово лес.

-Делаем вывод: раз в ударной позиции пишется е, значит в безударной позиции тоже пишется е. Лесной, лесник.

-Запомните. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое, чтобы этот звук оказался под ударением.

-Как будет называться это слово? (проверочным)

-А теперь давайте рассмотрим, как правильно оформить орфограмму безударный гласный звук в корне слова.

-Для этого мы записываем проверяемое слово.

-Например м..сты. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем безударную гласную. Ставим тире. Записываем проверочное слово мост. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем букву, которую проверяли (о). Вписываем безударную гласную о.

- Выполним задание.

- Прочитайте слово (слово холмы). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире.  Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово холм). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение.  Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.

- Прочитайте слово (слово тяжелый). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире.  Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово тяжесть). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение.  Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.

- Какой вывод можно сделать? Что нужно сделать, чтоб не ошибиться в правильном написании слова? (Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне).

- Проверьте себя по учебнику на с.96. Кто желает прочитать правило? (Один ученик читает вслух).

-Молодцы, мы получили еще один винтик. Отправляемся дальше. Остановка «Алгоритм».

3. Составление алгоритма

- Давайте составим алгоритм проверки слов с безударными гласными. У вас на столах лежат карточки. Определите порядок действий проверки слов.

Работа в парах.

Проверка (читают по порядку расставленные действия)

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Найди букву безударного гласного звука.
  5. Подбери проверочное слово, в котором гласный будет ударным.
  6. Вставь безударную гласную.

- Мы справились с заданием, и получили ещё один винтик. Сколько у нас винтиков? (5).

  1. Физкультминутка

Вы отлично справились. Ребята, мы проделали долгий путь, нам нужно передохнуть, давайте станцуем фирменный танец фиксиков?

  1. Закрепление знаний и способов действий

- Ребята, посмотрите на карту? Что нас ждет впереди? (Остановка «Упражнение»)

- Откройте учебник на стр. 96, упражнение 146. Кто желает прочитать задание? (Читает один ученик).  Запишите в тетради упр. 146.

-Рассмотрите первую пару слов. Назовите проверяемое слово (словарь). Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в слове словарь. (о). Какое слово является проверочным? (Слово). Запишите эти слова в тетрадь.

-Прочитайте следующее слово. (Моряк). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (Буква о). Подберите проверочное слово. (Море). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.

- Следующие слово листок. Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (и). Подберите проверочное слово. (Лист). Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

- Прочитайте следующие слово. (Лесник). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (е). Подберите проверочное слово (лес).  Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.

- Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? (Подбирали однокоренные слова).

-Рассмотрите первую пару слов в следующей строке. Назовите проверяемое слово (земля). Какое слово является проверочным? (Земли). Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в слове словарь. (е).

-Прочитайте следующее слово. (Врачи). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (Буква а). Подберите проверочное слово. (Врач). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.

- Следующие слово следы. Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (е). Подберите проверочное слово. (След). Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

- Прочитайте следующие слово. (Стрижи). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (и). Подберите проверочное слово (Стриж).  Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.

- Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? (Изменяли форму слова).

- Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково)

- Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

- Вот мы получили еще один винтик.

- Продолжаем наше путешествие. Какая следующая остановка? (Остановка «Самостоятельная работа»).

Самостоятельная работа.

- У вас на партах лежат карточки с самостоятельной работы. Подпишите их. Вам нужно поставить ударение в словах, выделить корень, подобрать проверочное слово и вставить безударную гласную. При выполнении работы воспользуйтесь алгоритмом.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке.

Карточка:

Фамилия_____________  Имя __________

Поставь ударение, выделить корень, запиши проверочное слово, вставь безударную гласную.

Б_нкир (________________)

б_ец (________________)

изб_жать (________________)

х_лодильник (_____________)

гр_мыхать (______________)

- Передаем работы с последних парт на первую.

- А теперь посмотрите, куда нам двигаться дальше. Ребята знаки на карте закончились.

-А что нам делать? Как нам узнать у фиксиков, помогли мы им или нет? (Почтой в конверте, телефон, бандероль, СМС, через Интернет, эл. Почта). Давайте отправим письмо по электронной почте.

  1. Подведение итогов урока

- А пока письмо отправляется мне хочется у вас узнать:

  • Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
  • Какая гласная называется безударной?
  • Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
  1. Рефлексия.

– У вас каждого есть листочки с винтиком. С его помощью оцените свою работу на уроке. Раскрасьте винтик зеленым цветом, если вам понравился урок и вы успешно справились со всеми заданиями. Если вам было трудно, но вы смогли прийти к верному ответу, раскрасьте винтик желтым цветом.  Если вам было трудно на уроке справляться с заданиями и вам требуется помощь учителя – раскрасьте винтик красным цветом.

- Сейчас все приключения позади. Хотели бы вы, ещё раз отправится в такое опасное и трудное путешествие?

Приходит ответ: «Спасибо, что помогли отыскать винтики, теперь мы сможем починить телевизор. До скорой встречи!»

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ElenaVlasova
Просмотров: 10 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
https://lh3.googleusercontent.com/2CSPDAZ5FPAb5rMBTVy9ubbwDu0Cf6fVsxyS0qyauOz7QLOcHtLOFZp1ceJvO6ODBVB6LNpMEPmHp7CSwoMYXUnWYWpjy-d4HJNO3sZ5qUD_OYYr3AJhN0C2wRphAWUlsoZMrNuquXQG_us5aeX8zhp9t4Z7abFWlxHgw7wDQbI5Porr2__zX0itc1hQd9ruSaE73goeMbNI-I0H5DH_8LV3y43SNczVwLHFuwpyXXNuj9xvrTyvVjTpSmvFkRC3Ob24HTKNe2ZAWY7tnia1F9TqYUAG19nCkvjG7y-NWut8nrgfBdbDYqQphSK5MOp1y5vHAZ5A3larRxZJyf04p7w3AS49mjVl4l4c4UAhGRt3aSRk30pgApvwCXE385FXMOJtsGy_-TkzVgwLaZhA0ujMdxo8ym53vhmN1poY9t0Ae6YeKdENbFTfk6GAKTd35hGYvA7384diH8CRJ5CjBBoIMo4H6Ariil7XcTkafH1Lmu8pwArdKGBrTdN5CiwWqpCUfAqGnjiHzqrHe1qyFAk1x7D1r7K5UUnja_mErJxrjjbMkvBiioMsAS1Z3v_9KchPKYgR7YCjrIZOba32QTpbTgsNfMPSUR4NDprYAH_xQQTHKChUml-GnnH8tmD3EMyXDF0H5GSVIEwKCoM-95RAjUaRyJQks-FtWoilBDevtbtzjQ9co2-hKbCpUxg=w158-h100-no?authuser=0