Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Цель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Цель урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;
2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. проговаривать последовательность действий на уроке;
3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.
5. Сопоставление своей работы с образцом;
Личностные УУД:
1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.
3. развивать аналитическое мышление, образное воображение;
4.Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
Коммуникативные УУД:
1. формирование умения слушать и понимать других;
2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы;
4.Совершенствование навыков работы в группах.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
- Ребята, мне на почту пришло письмо, давайте откроем его и посмотрим, от кого оно.
«Дорогие ребята, мы знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Чтобы их собрать, вам нужно выполнить все задания. Помогите Нолику отыскать винтики, а чтобы вы не сбились с пути, он нарисовал карту. Удачи!»
-Кто у нас просит помощи? (Фиксики)
- Поможем фиксикам? (Да)
- Ребята, на чём можно путешествовать? (На автобусе, самолете, пароходе, поезде, велосипеде).
- А мы сегодня с вами отправимся в путешествие на поиски винтиков на фиксикоавтобусе, так будет быстрее.
- Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите, на карту, какая первая остановка? (Остановка «Минутка Чистописания»)
Минутка чистописания
- Букву для минутки чистописания определите самостоятельно. Для этого назовите буквы, которые представлены на слайде (ё ю я и е).
- Какая буква тут лишняя? Почему? (Буква и).
- Молодцы!
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Давайте напишем строчную и заглавную букву и до конца строки.
- Выберете самую красивую пару букв и обведите ее зелёным карандашом.
- Молодцы, вы помогли фиксикам и получили первый винтик. Едем дальше.
-Ребята, какая следующая остановка? (следующая остановка «Орфографическая минутка»)
-Как вы думаете, что нужно будет делать на этой остановке? (правильно записать слова с изученными орфограммами)
Орфографическая минутка
- Прочитайте слова. (Маш..на, обещ..л, ч..жое, ж..раф).
- Давайте вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь.
- Первое слово маш..на. Какую букву нужно вставить? (Букву и). Почему нужно писать эту букву?(Жи ши пиши с буквой и.
Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограмму.
- Прочитайте второе слово. (Обещ..л). Какую букву нужно вставить? (Букву а). Почему нужно писать именно эту букву? (Ча ща пиши с буквой а).
Запишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.
- Прочитайте третье слово. (Ч..жое). Какая буква пропущена? (Буква у). Почему буква у? (Чу щу пиши с буквой у).
Запишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.
- Прочитайте следующее слово. (Ж..раф). Какую букву нужно вставить? (Букву и). Расскажите правило. (Жи ши пиши с буквой и).. Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограмму.
- Здорово! Мы отлично справились с этим заданием и получили второй винтик!
- Сообщение темы и цели урока
- Посмотрите на карту, какая следующая остановка? (Остановка «Загадочная»)
- Как вы думаете, что будем делать на этой остановке? (отгадывать загадки и тему урока)
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза).
(На слайде записано слово гроза.)
- Поставьте ударение. Выделите корень. (Корень гроз, ударение падает на второй слог, на букву а).
- Давайте произнесем слово гроза.
- На что нужно обратить внимание? (В первом слоге слышится звук а, а пишется буква о).
- Охарактеризуйте звук а. (Гл., безуд.)
- Где находиться безударная гласная буква? (В корне слова)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне).
- Чему мы будем учиться? (правильно писать слова с безударной гласной)
- Молодцы, мы получили еще один винтик. Сколько их? (3) Отправляемся дальше, а чтобы было не скучно в дороге, мы изучим новую орфограмму.
- Работа по теме урока
- Мы подъехали к следующей отставке. Кто желает прочитать ее название? (Остановка «Безударный гласный звук в корне слова».)
- Назовите предметы выделяя ударный звук.
Р..к л..ст сл..н
- Ударный гласный всегда звучит сильно, отчетливо.
-Поэтому обычно бывает ясно какой буквой обозначить его на письме.
- В слове рак мы слышим а и пишем а.
- В слове лист мы слышим и и пишем и.
- В слове слон мы слышим о и пишем о.
- В безударной позиции гласный звук звучит неясно.
- Например сл (и, е) ды. Слышим и, пишем е.
- Д (а, о) ма слышим а, пишем о.
- Какой вывод можно сделать? (Безударную гласную надо проверять)
- Безударных гласных пять,
Тех, что надо проверять
Вы запомните друзья, буквы а, о, е, и, я.
- Безударный гласный звук чаще всего встречается в корне слова. А что нужно сделать, чтобы проверить безударный гласный звук? (подобрать проверочное слово)
- Чтобы правильно написать слова л..сной, л..сник, поставим ударение в словах (ударение падает на второй слог). Выделим корень (корень лес).
-Сделаем вывод: слова являются однокоренными, потому что имеют общий корень лес.
-Подберём однокоренные слова или изменяем слово так, чтобы на гласный в корне падало ударение. Это слово лес.
-Делаем вывод: раз в ударной позиции пишется е, значит в безударной позиции тоже пишется е. Лесной, лесник.
-Запомните. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое, чтобы этот звук оказался под ударением.
-Как будет называться это слово? (проверочным)
-А теперь давайте рассмотрим, как правильно оформить орфограмму безударный гласный звук в корне слова.
-Для этого мы записываем проверяемое слово.
-Например м..сты. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем безударную гласную. Ставим тире. Записываем проверочное слово мост. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем букву, которую проверяли (о). Вписываем безударную гласную о.
- Выполним задание.
- Прочитайте слово (слово холмы). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово холм). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.
- Прочитайте слово (слово тяжелый). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово тяжесть). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.
- Какой вывод можно сделать? Что нужно сделать, чтоб не ошибиться в правильном написании слова? (Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне).
- Проверьте себя по учебнику на с.96. Кто желает прочитать правило? (Один ученик читает вслух).
-Молодцы, мы получили еще один винтик. Отправляемся дальше. Остановка «Алгоритм».
3. Составление алгоритма
- Давайте составим алгоритм проверки слов с безударными гласными. У вас на столах лежат карточки. Определите порядок действий проверки слов.
Работа в парах.
Проверка (читают по порядку расставленные действия)
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Найди букву безударного гласного звука.
- Подбери проверочное слово, в котором гласный будет ударным.
- Вставь безударную гласную.
- Мы справились с заданием, и получили ещё один винтик. Сколько у нас винтиков? (5).
- Физкультминутка
Вы отлично справились. Ребята, мы проделали долгий путь, нам нужно передохнуть, давайте станцуем фирменный танец фиксиков?
- Закрепление знаний и способов действий
- Ребята, посмотрите на карту? Что нас ждет впереди? (Остановка «Упражнение»)
- Откройте учебник на стр. 96, упражнение 146. Кто желает прочитать задание? (Читает один ученик). Запишите в тетради упр. 146.
-Рассмотрите первую пару слов. Назовите проверяемое слово (словарь). Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в слове словарь. (о). Какое слово является проверочным? (Слово). Запишите эти слова в тетрадь.
-Прочитайте следующее слово. (Моряк). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (Буква о). Подберите проверочное слово. (Море). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Следующие слово листок. Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (и). Подберите проверочное слово. (Лист). Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
- Прочитайте следующие слово. (Лесник). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (е). Подберите проверочное слово (лес). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? (Подбирали однокоренные слова).
-Рассмотрите первую пару слов в следующей строке. Назовите проверяемое слово (земля). Какое слово является проверочным? (Земли). Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в слове словарь. (е).
-Прочитайте следующее слово. (Врачи). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (Буква а). Подберите проверочное слово. (Врач). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Следующие слово следы. Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (е). Подберите проверочное слово. (След). Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
- Прочитайте следующие слово. (Стрижи). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (и). Подберите проверочное слово (Стриж). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? (Изменяли форму слова).
- Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково)
- Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.
- Вот мы получили еще один винтик.
- Продолжаем наше путешествие. Какая следующая остановка? (Остановка «Самостоятельная работа»).
Самостоятельная работа.
- У вас на партах лежат карточки с самостоятельной работы. Подпишите их. Вам нужно поставить ударение в словах, выделить корень, подобрать проверочное слово и вставить безударную гласную. При выполнении работы воспользуйтесь алгоритмом.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке.
Карточка:
Фамилия_____________ Имя __________
Поставь ударение, выделить корень, запиши проверочное слово, вставь безударную гласную.
Б_нкир (________________)
б_ец (________________)
изб_жать (________________)
х_лодильник (_____________)
гр_мыхать (______________)
- Передаем работы с последних парт на первую.
- А теперь посмотрите, куда нам двигаться дальше. Ребята знаки на карте закончились.
-А что нам делать? Как нам узнать у фиксиков, помогли мы им или нет? (Почтой в конверте, телефон, бандероль, СМС, через Интернет, эл. Почта). Давайте отправим письмо по электронной почте.
- Подведение итогов урока
- А пока письмо отправляется мне хочется у вас узнать:
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Какая гласная называется безударной?
- Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
- Рефлексия.
– У вас каждого есть листочки с винтиком. С его помощью оцените свою работу на уроке. Раскрасьте винтик зеленым цветом, если вам понравился урок и вы успешно справились со всеми заданиями. Если вам было трудно, но вы смогли прийти к верному ответу, раскрасьте винтик желтым цветом. Если вам было трудно на уроке справляться с заданиями и вам требуется помощь учителя – раскрасьте винтик красным цветом.
- Сейчас все приключения позади. Хотели бы вы, ещё раз отправится в такое опасное и трудное путешествие?
Приходит ответ: «Спасибо, что помогли отыскать винтики, теперь мы сможем починить телевизор. До скорой встречи!»
|